Пересылаю. Очень интересно.
Всем привет вот на обозрение всем дневник капитана RUSARC AURORA Даниила
Думаю скоро ребята напишут свои заметки кому что запомнилось
«03.10.
Последние сутки перед Викторией стало заметно холоднее, но несмотря на это, мы встретили дельфинов. В темное время суток подошли к острову в условиях тумана. Без крупномасштабной карты, ориентируясь исключительно по радару и эхолоту, бросили якорь. Ночь, туман, в трех кабельтовых шумит сильный прибой, моржи плавают вокруг лодки стадами по 30-50 особей и ворчат. Вспомнилась история, как когда-то давно на ЗФИ моржи пытались угнать нашу лодку, играя с нашим якорем и перенося его с места на место в сторону выхода из бухты. Играем с моржами прожектором - им интересно оказаться в свете нашего софита.
04.10.
Утром проснулись - все тот же туман и моржи. К обеду видимость немного улучшилась, стала иногда появляться полоска пляжа и строения полярки на берегу. Порадовался, что, несмотря на все ограничения по видимости вчерашнего дня, попал в нужную точку абсолютно верно. Также стало понятно, почему столько моржей плавает вокруг нас: по берегу бродят…белые медведи!! Одновременно мы насчитали четыре миши. Решили подойти поближе к берегу на «тузане» и посмотреть, как они на нас реагируют. Слава богу, что на выстрел в воздух медведи ушли в сторону. У них есть моржи, они сыты и вероятно лишний раз рисковать, подставляясь под пули, они не хотят. Нам хочется так верить. Начали выгрузку. Первоначальный план группы жить на полярке не получился: все в тумане и проверить здания на пригодность к жизни не удалось из-за тех же медведей. Выгрузить вещи (как я писал, груза у нас было около двух тонн) возле полярки не удалось из-за сильного прибоя, пришлось выгружаться за мысом, где прибой был чуть меньше, но все равно это было непросто. Четыре человека в лодке, один в сухом костюме, все остальные в высоких болотных сапогах. Я на руле, Игорь в «сухаре» при подходе к берегу выпригивает и держит лодку кормой к волне, Миша и Виктор бегом выгружают груз на берег. Так продолжалось около 6 часов, кроме того, периодически к нам подплывали моржи, усложняя и без того чрезвычайно сложный процесс. На обратном пути к яхте вычерпывали по 200 литров воды из «тузана». К шести часам вечера закончили выгрузку и перевезли людей на берег. Радует тот факт, что медведи пока реагируют на выстрелы и уходят. Ребята решили делать лагерь на пляже в палатке. Зажгли факелы по периметру, распаковываются.
05.10.
Погода ухудшилась: ветер усилился и стал навальным. Датчик ветра замерз. Собственно, мы знали, что так произойдет, поэтому и торопились вчера с высадкой в Нормандии в тумане. На прежнем месте стало некомфортно и мы, условившись с ребятами по связи, перешли за остров. Переносная УКВ станция ребят до нового места якорной стоянки не добивала, и мы стали пользоваться ПВ/КВ станцией. Здорово, что она есть.
06.10.
Задувший вчера северный ветер принес понижение температуры воздуха до отрицательной. Лодка понемногу стала покрываться льдом: на такелаже слой льда пока не более 5мм, якорная же цепь и ватерлиния покрыты более существенным слоем льда. Мониторим, готовимся, если станет хуже, отколачивать. Съехал к ребятам на берег. Зная, что при северном ветре нужный пляж ничем не защищен, решил попробовать пойти в спасательном гидрокостюме. Оказалось, это было жутко неудобно и даже опасно: позже, вернувшись на лодку, у меня болели все мышцы рук, плечи и колени. Активно двигаться в этом костюме вообще нельзя, не говоря уже о том, чтобы сидеть на баллоне «тузана» и управлять мотором, что оказалось сущей пыткой. Худо-бедно, я высадился, а ребята меня встретили и быстро вытащили лодку на берег. Через два дня лагерь было уже не узнать: ребята поставили по периметру пять здоровых антенн разных систем высотой метров по десять. Есть даже антенна, которая будет работать через Луну или другие небесные тела, включая метеоры. Она имеет приводы и поворачивается в нужную сторону. Лагерь выглядит очень внушительно, как из фильмов про НАСА: желтая палатка в центре, вокруг пять антенн, периметр закрыт сигнализацией, только русские мужики ходят в свитерах и ушанках и с ружьем.
Видимость хорошая, стало холодно, воздух около -8, вода -0,7. Удалось рассмотреть полярку: в целом, обычное зрелище для наших обжитых северов. Мусор, бочки, разрушающиеся здания, еще и берег омывается морем, из-за чего некоторые постройки и цистерны наполовину висят в воздухе, а некоторые и вовсе свалились в воду.
07.10.
Хозяйственный день на корабле. Отсыпаемся, делаем разные дела. На берег не поехали -вчерашнего дня хватило. В сильный прибой на груженой лодке отойти от берега было очень сложно. Плюс, мотор остыл, пока я был в лагере, плюс, пришли моржи в огромном количестве и плавали в 10-15 метрах от берега, а некоторые из них даже пытались выбраться и лечь возле лодки. Что такое 15 метров до стада в 100 туш, каждая весом минимум по 400 кг?! Очень страшно, особенно, если знаешь, что холодный мотор не заведется сразу, особенно, если ты в спасательном гидрокостюме, который парализует твои движения. Худо-бедно, вытолкали лодку с четвертой попытки. Я болтаюсь в полосе воды между берегом и моржами на все 15 метров, ребята кидаются камнями и кричат, над головой свистят ракеты. Мотор не заводится сразу, мозг перебирает варианты. Страшно, но холодный пока еще рассудок дает правильные команды и в итоге, я завел мотор и отошел. Ухх. Больше никогда не пойду на «тузане» в спасательном костюме - это всеравно, что пытаться вышивать в скафандре. Лучше бы я промок до нитки, но имел возможность двигаться.
08.10.
Снова хозяйственный день на лодке, готовимся к возвращению группы. Ночью ребята сказали, что миши совсем обнаглели: раньше они приходили по утрам и по одному, а сегодня пришла сразу пара. Тучи сгущаются, пора сворачивать лагерь. Высадка всегда проще, чем обратный путь. Сегодня будет битва.
И была битва. Переставили лодку напротив лагеря, начали погрузку. Моржи разделились на три группы: около сотни лежало в пятидесяти метрах от берега, еще сотня валялась или пыталась валяться на пляже, и около 70 плавало вдоль пляжа и мешало. Все же 70 моржей лучше, чем 270. Когда бросили якорь и начали осматривать берег на предмет миш, заметили, как двое из них охотятся на тех моржей, что забрались дальше всех. Ходят вокруг них кругами, каждый раз подходя чуть ближе. Забегая вперед, скажу, что ничего им в этот день не удалось поймать.
Возили груз и людей до семи вечера, пока не стало совсем страшно: все-таки, был сильный прибой, ещё и моржи постоянно мешали. Приходилось подплывать к пляжу метрах в ста от места погрузки, выманивать моржей и потом, когда они к тебе приближались, на полном газу идти вдоль пляжа до ребят с грузом, быстро грузиться, и с полной лодкой воды уходить к яхте. Иногда получалось сделать все так быстро, что основная группа моржей не успевала подплыть, но всеравно около пяти животных не велось на выманивание и постоянно дежурила возле груза. Уставший и полностью мокрый, с отмороженными конечностями, я вернулся к семи часам на корабль. На утро оставались еще 3-4 ходки, потом нужно было переставить корабль на другое место и немного пополнить запасы.
09.10.
Встали рано. Несмотря на то, что ветра почти не было, прибой стал еще сильнее. Съехали на берег с грузовой партией. Оказалось, что все моржи, лежащие до этого на пляже, теперь живут в воде, их 170 штук и все они мешают и без того сложной погрузке. Прогулявшись по пляжу, мы нашли две свежих лужи крови: ночью миши все-таки замочили двух моржей, оттащили их к бочкам в ложбину и там пируют. Одновременно мы насчитали восемь медведей: один лежал на пляже недалеко от нас, один на леднике в 200 метрах от нас и 6 миш ели еще парные туши двух моржей. Жуть. Я бы назвал два последних дня так: все против всех. Миши хотят съесть нас и моржей, мы против моржей и медведей, а моржи против нас и миш. И такой негативной обстановке нам надо заниматься делами. Кстати, фотографы: для вас это наверно райское место, где вы гарантировано снимете охоту медведей на моржей, да и моржи здесь себя ведут совсем не так, как на Шпице. Они очень любопытны и толпами плавают возле яхты и «тузана», сами лезут к тебе в камеру. Но эта экспедиция, конечно, полная жесть по сравнению с рафинированными турами на Шпицберген: ОЧЕНЬ ХОЛОДНО И ТЕБЯ ПОСТОЯННО КТО-ТО ХОЧЕТ СЪЕСТЬ. К 17:00 закончили пополнять запасы, подняли якорь и начали движение на Юг. Я подумал, что для меня это самое начало БОЛЬШОГО ПУТИ НА ЮГ: от +80 до -66 ГРАДУСОВ. Ужас, если представить, как это много, эти 146 градусов. На память взял себе с полярки томик Достоевского и ключ на 24. Очень по-питерски, я считаю.
Будучи на Виктории, мы замерзали: вода была -0,6 гр., лодка обледеневала, но обещанного нового ледообразования мы не видели. Стоило нам отойти от острова на 12 миль, как температура воды упала до -1, гр., и мы вошли в язык блинчатого льда. Форсировали мы его около пяти часов в кромешной тьме. Все делается вовремя: еще бы пару дней - и играли бы в челюскинцев.
10.10.
Монотонная дорога домой. Ветер - слабый Запад, идем под парусами. Одиннадцатого обещают усиление с Юга. Готовимся, дополнительно раскрепляем груз.
11-12.10.
Тошнотная погода: 12-15 метров Юго-Востока. Идем одним галсом и куда нам надо, но качка на короткой волне всю душу вынимает.
13.10.
К вечеру ветер стих, море стало ласковее. Тепло, вода + 7,5 гр. До Мурманска осталось 200 миль».